Катерина Муравьева участник международной онлайн выставки #СкороБиеннале2020 представляет персональный проект «Кассовый аппарат».
http://www.mmoma.ru/exhibitions/ermolaevsky17/masterskaya2015_sub_observationem/
Участники «Мастерской 2015» размышляют над темой «Sub observationem» (или «Под наблюдением»).
Мы все находимся под постоянным наблюдением и в большинстве случаев этого не желаем, хотя сам процесс наблюдения у людей вызывает огромный интерес. Тому подтверждение многочисленные передачи, построенные по принципу реалити шоу. И у меня недавно возникло желание поменяться местами с одной из кассирш в суппер маркете с целью понаблюдать за людьми и их покупками, а потом поделиться полученным опытом. Бесконечная лотерея наборов продуктов и вид на покупателя со стороны кассира – вот что загипнотизировало меня и сподвигло на создание серии картин “Народный натюрморт”, который неосознанно создается покупателями в момент оплаты товара. Быть может, я пытаюсь оправдать процесс «Sub observationem», так как он становится неотъемлемой частью прогресса и развития. Процесс сбора информации и систематизирования важен на уровне одного человека и на уровне всего человечества. Современный же человек, в основной своей массе, стал более ленивым и пассивным, так как полностью передал значительную часть функций эллектонике. Даже в магазине на кассе, мы просто терпеливо ждем, пока нам пробьют весь наш товар и озвучат конечную сумму покупки и мало кто из нас начнет проверять вычислительную машину, складывая в уме.
«Ощущение нахождения себя «под колпаком» (при чем, в большинстве случаев – добровольного) уже не удивляет и не ужасает, а принимается со смирением».
Персональный проект «Кассовый аппарат/Сash machine»
2019 — Персональная выставка sait specific проекта «Кассовый аппарат», галерея«KunstВитрина», СП-б
2016 — Личное пространство Юрия Молодковца «ЖИЛ & РАБОТАЛ», С-Пб
2016 — Выставка «Где рай земной», Музей современного искусства «Эрарта», СП-б
2015 — Выставка молодого искусства «Мастерская 2015. Sub observationem», ММОМА (Московский Музей Современного Искусства), Москва
Бесконечная лотерея наборов продуктов и вид на покупателя с места кассира стали отправной точкой для создания серии картин проекта «Кассовый аппарат/Cash machine». Каждая покупка на кассовой ленте – метафорически и живописно – воспринимается автором как бессознательный натюрморт, создающийся покупателем в момент оплаты товара. Потребительский выбор становится сиюминутной характеристикой человека — это портрет его потребления. В определенном смысле, можно прочесть этот выбор как личный портрет покупателя, характерный только для этого момента времени. Другой день, другой выбор, другой портрет…
История проекта – это исследование, которое в сотрудничестве с сетью гипермаркетов проводил автор на протяжении полугода. Наборы покупок на кассовой ленте фиксировались автором: смена времени суток и сезонов года нашли отражение на этих эскизах. Бесконечность черной ленты и непредсказуемые сочетания товаров были положены в основу художественного высказывания.
Проект выставлялся в галерее в виде единой длинной инсталляции, замыкающей собойпространство. Черная лента (холсты с черным фоном) соединяет живописные натюрморты (композиции из наборов товаров на ленте), совпадая с ними по цвету и ширине. Черный фон выступает в качестве нового ультрасовременного пространства, в котором парят Товары. Так появляется единая среда, окружающая зрителя кольцом портретов современного потребления.