Автор Марина Имар
10-15 марта 2020 года. Зверевский центр современного искусства
Выставка с участием Лилии Баласановой, Стаса Шакарвиса, Жени Шарвиной, Ксении Шинковской.
Куратор проекта Женя Шарвина
В череде московских арт- мероприятий прошло событие, которое не могло остаться незаметным для поклонников современного искусства.
Четыре художника объединились и сделали необычную, провокационную, целостную и при этом очень минималистичную экспозицию.
Сочетание довольно редкое и, поэтому, заслуживающее отдельного рассказа.
Театр начинается с вешалки, а первое впечатление от выставки начинается с афиши.
Черный фон с черно-серый шрифтом заставляют зрителя вчитываться в название «Охота на растворимую рыбу», но внимание тут же переключается на изображение под строчками.
Мистический водоворот с символичной женской рукой в центре заманивает, предлагая пройти лабиринтами подсознания.
И, действительно, в самом выставочном пространстве нас ждут совершенно необычные персонажи.
Войлочные скульптуры Ксении Шинковской чем-то одновременно напоминают пришельцев из других миров и наши любимые детские игрушки.
Не покидает ощущение, что это декорации какого-то необычного театра, но при этом фигуры на постаментах являются зрителями, а роль актеров отведена гостям выставки.
В зеркальных отражениях лиц двух сидящих напротив друга существ можно увидеть свое отражение или же, нарушив все законы физики, уйти вглубь пространства и вынырнуть где-то совершенно далеко.
А кто-то может быть увидит путь в сказочную страну, о которой мы когда-то мечтали, но потом, став взрослыми позабыли дорогу туда за извечной суетой будней.
Тему далеких странствий в неизведанные миры продолжают коллажи Лилии Баласановой.
Причудливые сплетения простых и таких привычных нам материалов как ткань, проволока и бумага дают неожиданно ощущение голограммы, не связанной с миром материальных вещей.
В этом таится фантастический секрет мастера, который ненавязчиво ведет нас за собой, приглашая поразмышлять о чем-то очень личном, скрытом от посторонних глаз.
Зрители оказываются перед миражом, проецируемом откуда-то из вне.
Три инсталляции, с магическими загадками ребусов предлагают сыграть в игру со своим подсознанием. Взгляд выхватывает предметы в виде засушенных листьев, тропических насекомых, крошечных свертков с какими-то сюрпризами или посланиями.
При этом остается легкая невесомость и почти медитативная созерцательность.
Казалось бы, после этого гостей выставки удивить чем-то уже сложно, но художники продолжают преподносить сюрпризы.
За пологом инсталляций, на белых кирпичных стенах павильона расположились персонажи Жени Шарвиной, которые сразу же напоминают о ранее увиденных скульптурах и являются выходцами из тех же внеземных миров.
Изображения на холстах на первый взгляд слишком похожи детские рисунки, но, если присмотреться, то в простоте изображения начинаешь видеть иной смысл. Стоит посмотреть дважды, трижды, четырежды, отойти, вернуться и снова увидеть иное изображение.
Эта игра со зрителем напоминает карты Таро, которые имеют множество толкований и где смысл зависит от расположения каждого конкретного символа. Каждый увидит что-то свое.
Разложишь по новой и это — новый шифр, как ключ к неизвестному.
Поэтому не хочется раскрывать секреты и давать какое-то одно прочтение сюжетов. Но зато особо хотелось бы отметить работу автора с цветом, которая прослеживается во всех работах участников выставки. Для живописи этот прием особенно важен при соседстве с другими формами.
Когда-то давно, считалось что для живописи надо лишь несколько красок. Это хорошо видно на старых фресках времен Минотавра и греческих героев. Охра и немного синего, да еще черно-белая подрисовка. Для того чтобы сказать главное – этого достаточно, считали в те стародавние времена.
Но можно пойти и дальше, отказавшись от цвета совсем.
Черно-белая гамма первых телевизоров и черно-белая пленка старых фотоаппаратов. Лаконичность и глубина одновременно.
Кажется, что мы возвращаемся к чему-то знакомому, но забытому.
Работы Стаса Шакарвиса это — восприятие действительности на размытых гранях реальности и игра с призраками подсознания.
Лунный свет и туман, блики огня и тень – палитра художника, которому не нужны краски.
Простые всем знакомые пейзажи неожиданно преображаются в омуты иных миров, зритель всматривается и снова и снова видит что-то ускользающее, спрятанное и таинственное.
Женские же образы в его работах становятся одновременно притягательно красивыми и немного пугающими.
Мистика зеркального отражения или сказки про прекрасных заколдованных принцесс, сошедших со страниц рукописи, которую ветер разметал по стенам выставочного зала, кто что увидит и запомнит.
Но даже искушенному зрителю на мгновение открывается суть вещей, какими они были созданы изначально.
Это действительно необычно и возникает потребность сохранить увиденное в памяти для того, чтобы прикоснутся еще и еще раз.
«Охота за растворимой рыбой» вообще редкое исключение в череде выставок, где на первое место выходят ни краски, а образы и символы.
«Уберите цвет с подмостков!» — раздался голос невидимого режиссёра и все наполнилось иным смыслом.
В этот раз все актеры и декорации сыграли на полутонах, на минимуме, на шепоте в едином стремлении рассказать зрителю о чем-то ранее неизвестном. И это удалось.
Спасибо, друзья, что сделали такой необычный, спорный и очень целостности проект.
Галерея: