Светлана Клепикова
В Санкт-Петербурге открылась выставка живописи «На индустриальных скоростях» художников Алексея Кукушкина, Николая Базунова и Марины Имар. Идейный вдохновитель выставки Алексей Кукушкин. Более полугода тому назад он предложил коллегам устроить вернисаж собственных картин на тему уходящей эпохи, и они его охотно поддержали.
Открытие выставки состоялось 16.08.2019г. Какой след оставила индустриализация в жизни каждого из нас, как отразилась она на природе, в чем оригинальность этой выставки и как живется художнику в России? Ответы на эти вопросы в интервью с куратором выставки Алексеем Кукушкиным.
– Алексей, почему «На индустриальных скоростях»?
– Несмотря на то, что мы живём в постиндустриальную эпоху, скорости не сбавлены. В этом состоит идея выставки. Следы индустриализации остаются на поверхности планеты. Все плоды индустрии и производства сталкиваются в конфликте и одновременно составляют единое целое с природой. Это как экологическая проблема, так и эстетическая. Данная тема отражена в той или иной форме у каждого участника выставки.
– Как это отразилось на холсте?
– Эпоха индустриализации отметилась большими стройками. Строили заводы, плотины, электростанции. Для этого захватывались громадные пространства нетронутой природы и следы предыдущих цивилизаций. Но вот наступила постиндустриальная эпоха. Большие индустриальные территории оказались не нужны и зарастают травой и деревьями. Природа потихоньку возвращает утраченное пространство. Однако даже ржавчина и разруха могут быть красивыми. Вот и получается «единство целого и борьба противоположностей». Это и отражено в наших работах. Я в некоторых из них сделал акцент на экологическую катастрофу.
– Это ваша первая выставка?
– Разумеется, нет. У каждого из нас за плечами уже много выставок в основном в Москве. Мы провели серию выставок в ЦДХ (центральный дом художника в Москве), Музее современной истории, галереях Москвы. Это были групповые выставки – биеннале. Любители живописи могли видеть мои работы и Марины Имар и в Санкт-Петербурге. Мы принимали участие в выставке, проходившей в Союзе художников Санкт-Петербурга. Однако тогда там выставлялись более 200 участников. Так что наши работы могли затеряться среди сотни других. Николай Базунов участвовал в международных проектах. Выставку «На индустриальных скоростях» можно назвать почти персональной для каждого из нас. И, пожалуй, на данный момент самой значимой.
– В чем ее значимость для вас?
– Мы смогли раскрыть многогранность темы индустриализации и постиндустриального мира. Это и эстетика, и экология, и нравственность. К тому же, каждый из нас смог представить не менее 7-8 работ. А это важно, так как на групповых выставках мы выставляли 2-3 работы. На этой выставке у каждого своё выставочное пространство.
– В ноябре, уже в Москве, вы также представите на суд зрителей свои работы. Почему решили начать с Петербурга?
– Здесь скорее моё решение. Санкт-Петербург признан культурной столицей России. Мой выставочный дебют состоялся в Петербурге в групповой выставке. Да и хотелось познакомить с нашей живописью взыскательную петербургскую публику. Московская публика с частью наших работ уже знакома.
– Что заставляет человека взять кисть в руки? Как можно описать желание изобразить увиденное на холсте?
– Для меня – это способ самовыражения, так выражаю свои мысли, или свое отношение к какой-либо теме. Трудно сказать, что заставляет взять в руки кисти и начать работу. Ведь все сделанное может быть не понятно другими. Современную живопись не всегда понимают и не всегда быстро принимают современники. Мы живем на смене эпох, когда уходят одни «кумиры» и их место занимают другие. Так модернизм сменился постмодернизмом, но постмодернизм сложно принимается современниками. В тоже время, индустриальную эпоху сменила постиндустриальная и это не вызвало у людей какого-то негатива, непонимания. Наоборот, меньше дымят заводы, которые загрязняли окружающую среду, появилось больше электронных, цифровых устройств, которые облегчили жизнь и вот-вот искусственный интеллект решит, кажется, почти все наши задачи. Появились и арт-объекты с использованием современных гаджетов. Аналогичная выставка уже проходила в Москве и произвела огромное впечатление на посетителей. Кстати, как проба иного направления на нашей выставке представлена чёрно-белая фотография на пенокартоне.
Меня часто спрашивают: «Это новая эпоха в искусстве или все тот же постмодернизм с перформансом и инсталляциями?». Ответа у меня нет, впрочем, как и на ваш вопрос – что заставляет брать в руки кисти или создавать скульптуры, строить инсталляции. Я думаю, только будущее сможет найти ответы на эти вопросы.
Творчество – это то, что идёт изнутри. Определенно, что «зов души» это главное и у профессионального художника, и у любителя.
– Как давно вы творите? Есть ли профессиональное образование или это зов души?
– У меня нет профильного образования. Но я профессиональный администратор, и поэтому взял на себя основную нагрузку по организации выставок.
– Ваши любимые темы? Что больше всего нравится изображать и почему?
– Любимых тем у меня нет. Мы все сегодня в поиске себя и своего искусства. Например, в творчестве Марины Имар можете увидеть много разных тем. Ее сюжеты очень многообразны и многогранны. Николай Базунов отражает красоту увядающего мира, как сказал о его творчестве известный искусствовед. Работы Николая – это целостная философия. Я периодически берусь за несвойственные мне темы. И это прекрасно, поскольку позволяет всегда вызывать интерес зрителя.
– Вы уже решили, какой будет следующая выставка?
– С 4 по 17 ноября в культурном центре «Покровские ворота» (Москва, ул. Покровка, д. 27) москвичи увидят «На индустриальных скоростях». Следом за нами петербургский Художник Дмитрий Анигеев представит «свой» Петербург в Москве. А петербургского зрителя ждут необычные, где-то грубые и вместе с тем очень трогательные скульптуры московского непревзойдённого мастера авангардной скульптуры Петра Лабузова. Петербург такого ещё не видел. Наводим культурный мост двух столиц.
– Кто ваши почитатели?
– С почитателями незнаком. На выставках много общался с теми, кому картины нравятся. Коллеги – художники тоже хвалят работы, когда им они нравятся. Иногда пишут в интернете о впечатлении от увиденных работ. Я думаю, у каждой картины любого художника есть свой почитатель.
– У вас есть пиар-агент?
– PR-агента нет. В России каждый художник сам себе и PR-агент, и менеджер по продажам. С PR художников и их работ – у нас плохо. СМИ охотно пишут о Никасе Софронове, Илье Кабакове, но почти ничего о других художниках, которые только на пути к известности. Поэтому взял на себя роль куратора и PR-агента, хотя каждый из нас вносит свой вклад в продвижении выставки. Я очень благодарен Вам за интерес к нашему творчеству, Центру культуры и музыки ЦГПБ имени В.В. Маяковского за информационную поддержку выставки. Это очень приятно. 14 изданий опубликовали анонс. Спасибо Марине Пассет за организацию выставки.
–Начинающему художнику в России тяжело заявить о себе без влиятельных покровителей?
– Я бы сказал, сложно пробиться. У нас мало художественных галерей и аукционов. У нас не проводятся ярмарки, которые могли бы собрать художников со всего мира. Например, в Кёльне два раза в год собираются художники со всего мира на ярмарку. На последней ярмарке Art Basel Россия была представлена отдельными художниками. Ни одна российская галерея не участвовала, в то время, как Румыния, Польша, Турция были представлены несколькими галереями. Считаю, это происходит потому, что в России галерей недостаточно – нет стимула для их создания. Но искать новые возможности для продвижения нашего современного искусства как внутри страны, так и во всем мире необходимо. В этом плане Россия пока отстает от стран Восточной Европы, я уже не говорю об остальном мире. Неужели наше искусство так не интересно современникам?
– Кто в этом виноват, чиновники из министерства культуры? Можно ли организовать выставку за рубежом без их помощи и что для этого нужно?
– Виноват, прежде всего, наш менталитет. Современные художники не сильно привлекают зрительские массы. Необходимо законодательство, которое позволит получать налоговые вычеты покупателям современной живописи. При этом на покупателя, получившего через налоговый вычет стоимость приобретенного произведения искусства, налагается обязательство экспонировать свою коллекцию, предоставлять на выставки экспонаты коллекции. Такой опыт уже есть в некоторых странах и это сильно стимулирует современное искусство.
– Спасибо за интервью. Желаем творческих успехов.
Вопросы задавала Светлана Клепикова
Фото Галины Кожемяченко предоставлены организаторами выставки
Интервью подготовлено в рамках информационного партнерства с журналом «Сфера PR»
Источник: 1 ПЕРВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ